Наша эпоха — век бюрократии, когда для того, чтобы сделать нечто хорошее, необходимо разработать национальный проект, утвердить паспорта региональных проектов, освоить на принципах софинансирования бюджетов разных уровней огромные средства, а потом грамотно объяснить, почему из этого ничего не вышло. Нам бы очень хотелось, чтобы федеральные проекты «Оздоровление Волги» и «Чистая вода», осуществляемые на территории Тверской области в рамках нацпроекта «Экология», стали исключением из этого правила, но пока особых основания для такого оптимизма не предвидится. И мы объясним, почему.
Проблема экологического состояния реки Волга уже назрела и перезрела. Согласно региональной программе, до 2024 года должны быть выполнены работы по реконструкции (модернизации), строительству объектов водоотведения в 8 муниципальных образованиях Тверской области — г. Твери, Ржеве, Старице, Торжке, Калязине, г. Конаково, пгт. Радченко Конаковского района, г. Осташкове. Но это до 2024 года, а пока до 2021-го деньги нашлись только на Тверь и Конаково.
С ноября 2019 года планируется реализация по двум объектам: «Первый этап реконструкции канализационных очистных сооружений г. Конаково Тверской области» и «Реконструкция блока биологической очистки очистных канализации г. Твери», причем финансирование первого объекта предусмотрено до 2021 года, а второго — до 2022 года. Конаковские очистные сооружения будут находиться в государственной собственности, софинансирование муниципального образования здесь не требуется, общая стоимость проекта за три года составляет 365 млн. рублей. Реконструкция тверской канализации, наоборот, требует и участия города, правда в минимальном объеме. Основное финансирование также будет государственным — из федерального и областного бюджета, общая стоимость проекта составит 1 млрд. 121 млн. рублей.
Реализация мероприятий по данным объектам также будет производиться в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, утвержденной отдельным постановлением регионального Правительства. Конкурентные процедуры по конаковскому объекту будет проводить ГКУ «Тверьоблстройзаказчик», и это уже само по себе плохой знак. Мы много раз писали о деятельности этого государственного казенного учреждения. Оно проваливает все программы, по которым работает — от строительства социальных объектов до реконструкции исторических зданий. Средства либо не осваиваются, либо строительство (реконструкция) объекта растягивается на годы. Тверской канализацией займется Министерство земельных и имущественных отношений Тверской области.
Вызывают вопросы и сами выбранные объекты. Понятное дело, что Тверь — это столица региона, а Конаково и Конаковский район с его Большим Завидово многими воспринимается скорее, как часть московской агломерации, но как быть жителям Ржева, Старицы, Торжка, Калязина, Осташкова? Они что, люди второго сорта? Насколько чище станет Волга, если в нее и дальше будут сливать ржевские стоки? И насколько можно быть уверенным в том, что после 2021-2022 году деньги на реконструкцию или строительство очистных сооружений в остальных городах будут действительно выделены?
Тем более хотелось бы узнать про плановые показатели, которые должны быть достигнуты в рамках этой программы. Как будет определяться результат, по которому правительство Тверской области будет отчитываться в Минстрой РФ? Речь ведь идет об огромных деньгах, только из федерального бюджета будет выделено 1,2 млрд. рублей. А у нашего региона не очень хорошая история, связанная с освоением таких средств. Достаточно вспомнить туннель в Чуприяновке за 1 млрд. рублей, из которого могут сделать скотопрогонник. Ведь экология — это не повод для освоения бюджетных средств, это наша жизнь и жизнь наших детей на тверской земле. Впрочем, чиновники могут думать иначе…